загружаем...
10

Шуваловский Дворец

Один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, некогда принадлежавший знаменитым дворянским фамилиям — Нарышкиным и Шуваловым.

Вехи истории

конец XVIII века

конец XVIII века

Одной из жемчужин в роскошном ожерелье петербургских дворцов является дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21. Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга определить не удается. Известно лишь, что он создан в стиле архитектора Д.Кваренги в конце XVIII века. Именно к этому периоду относится его первое изображение - гравюра Б. Патерсена "Набережная Фонтанки у Аничкова дворца", хранящаяся в государственном Эрмитаже.

1799

1799

Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина – Мария Антоновна. Будучи большим ценителем и любителем искусства, Нарышкин приобретал для своего "Музеума" в Петербурге картины знаменитых мастеров всех стран, мраморные скульптуры, предметы античного искусства, оружие, коллекции редких камней, монет, драгоценных табакерок, часов и многое другое, что представляло художественную ценность. Здесь бывали А.Пушкин, П. Вяземский. И.Крылов. Н.Карамзин, К.Брюллов. Кроме того, посещения этого особняка императором Александром I, делали «Нарышкинский» дом центром, где в атмосфере постоянного праздника собирался весь цвет петербургского общества

1834

1834

29 апреля 1834 года состоялся знаменитый бал, данный петербургским дворянством в доме Нарышкиных, в день совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра П.

1844-1859

1844-1859

В 1844 г. в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова началась перестройка дворца, продолжавшаяся вплоть до 1859 года. Дворец перестраивается в стиле неоренессанс по проекту архитекторов Б. Симона и Н.Е. Ефимова. На месте скромного подъезда особняка Д. Л. Нарышкина, который виден на акварели Патерсена, возводится вестибюль парадной лестницы, к которой ведет вход с Фонтанки.

1846

1846

После свадьбы в 1846 году Нарышкиной Софьи Львовны и  графа Петра Павловича Шувалова закончился «Нарышкинский» период дворца на Фонтанке и начался «Шуваловский».

1914

1914

В 1914 году, в начале первой мировой войны, последняя владелица дома, Елизавета Владимировна,  отдала особняк под лазарет для раненых, а зал служил офицерской палатой.

1918

1918

После событий 1917 года дворец графини Шуваловой был национализирован 1 августа 1918 года. Картины и предметы прикладного искусства были тщательно скрыты в многочисленных тайниках, весьма искусно замаскированных. И только постепенное их вскрытие дало возможность убедиться, что почти все ценности сохранились.

1919

1919

Вскрытие тайников  началось весной 1919 года, после окончательного удаления из особняка лазарета. Особенно богатым оказался тайник под камином в Голубой гостиной. Там под полом была обнаружена большая кладовая, забитая ящиками с картинами, свертками, в которых были упакованы на случай эвакуации фарфор, фаянс, лиможские эмали.

1919-1925

1919-1925

С 1919 по 1925 годы в Шуваловском дворце был открыт Музей дворянского быта. Затем коллекции дворца были переданы в государственный Эрмитаж, Русский музей, а часть экспонатов была сдана в Музейный фонд.

1927-1929

1927-1929

В 1927-29 гг. во дворце располагался Дом печати. Здесь 28 октября 1927 года Владимир Маяковский впервые прочел поэму "Хорошо", созданную к 10-летию революции. Затем дворец передали Дому техники инженерно-технических работников, в 30-годах - проектной организации.

1941-1944

1941-1944

В годы блокады Ленинграда от обстрелов и бомбежек дворец подвергся значительным разрушениям. 14 сентября прямым попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания трехэтажный дворовый флигель. Еще больший ущерб причинила зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на чердак, как раз над Александровским залом. Начался пожар, пламя охватило деревянные конструкции и чердачные перекрытия, обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью Д. Скотти.

1950

1950

К началу 1950 года реставраторы вернули Колонному (Александровскому) залу его былую красоту, а последняя реставрация дворца производилась в 1978—79 гг.

1963

1963

В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался. Необходим был ремонт здания и реставрация потолков, стен, полов...

2006

2006

В 2006 году правительство Петербурга приняло решение передать Шуваловский дворец в аренду на 49 лет культурно-историческому фонду «Связь времен», учрежденному предпринимателем Виктором Вексельбергом. Фонд объявил о создании в Шуваловском дворце музея частных коллекций.

2013

2013

В 2013-м  завершилась реставрация Шуваловского дворца – знаменитого памятника архитектуры  конца XVIII века и одного из самых модных мест Петербурга XIX века. Дворцу была возвращена былая красота. В Шуваловском дворце фонд разместил постоянно действующую экспозицию — Музей  Фаберже, который  создан из собственных собраний господина Вексельберга, в частности, коллекции пасхальных яиц Фаберже, которую Вексельберг приобрел у семьи Форбс в 2004 году.

Залы дворца

  • 1

    Парадная лестница

    Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

  • 2

    Рыцарский зал

    Военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Военная тема объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова и фарфор и предметы из серебра. Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

  • 3

    Красная гостиная

    Русское серебро. Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра XVIII – начала XX вв. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

  • 4

    Синяя гостиная

    Пасхальные шедевры Фаберже. В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Эти выдающиеся произведения, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

  • 5

    Золотая гостиная

    Царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки. Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей. Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

  • 6

    Аванзал

    Украшения, драгоценная галантерея, аксессуары и часы. В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатейшую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

  • 7

    Белая и Голубая гостинные

    Изделия с эмалью фирмы П. Овчинникова и московских артелей. Русский фарфор XIX века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова. 

  • 8

    Выставочный зал

    Камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников. Русская живопись XIX века. В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом», находился домашний музей. Сегодня экспозицию данного зала составляют камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров XIX столетия.

  • 9

    Готический зал

    Русские иконы. В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон XVI– XX вв., большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

  • 10

    Верхняя буфетная

    Русская и европейская живопись рубежа XIX–XX вв. В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX – начала XX вв., имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом. Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина. В зале также представлены выдающиеся образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

  • 11

    Бежевый зал

    Русская эмаль. В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

  • 12

    Терракотовый зал

    Драгоценная утварь и мемориальные предметы. В Терракотовом зале предметы сгруппированы по темам застолья, курения, мореплавания и войны, к которым обращались ведущие ювелирные фирмы рубежа XIX и XX столетий (К. Фаберже, П. Овчинников, Никольс и Плинке).

  • 13

    Голубая гостиная

    Произведения с эмалью ведущих российских фирм (И. Хлебников, А. Кузмичев, Ф. Рюкерт). В этой гостиной экспонируются произведения мастеров фабрики Ивана Хлебникова, бывшего Поставщиком Высочайшего Двора; Антипа Кузмичева, сотрудничавшего с американской ювелирной фирмой «Тиффани» и Федора Рюкерта, сформировавшего свой неповторимый стиль и неоднократно выполнявшего заказы фирмы Фаберже.

  • 14

    Белоколонный зал

    Белоколонный (бывший Александровский) зал, во времена Александра I бывший самым большим бальным залом Петербурга, сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В конце 1940-х гг. была проведена научная реставрация зала, в ходе которой была воссоздана восходящая к проекту 20-х годов XIX века отделка зала, в том числе – утраченный плафон с росписью Д. Скотти.

Реставрация Шуваловского
дворца Фондом «Связь времен»
(2006–2013)

Фонд «Связь времен» впервые за более чем 200-летнюю историю дворца провел его комплексную реставрацию и приспособление к современному использованию. Предыдущие ремонты были связаны либо с перестройкой дворца, либо проводились для того, чтобы устранить последствия многочисленных аварий, возникавших из-за недостатка финансирования в послевоенные годы и вплоть до передачи дворца фонду «Связь времен».

Так, например, купол Парадной лестницы находился в аварийном состоянии в течение 7 лет до начала реставрации фондом. Многочисленные протечки привели к утрате несущих способностей конструкций купола. Существовала угроза его обрушения, что привело бы не только к утрате купола, но и всей парадной лестницы и ее галереи. Для спасения купола были проведены уникальные работы по замене несущих деревянных балок. Это позволило сохранить для будущих поколений историческую отделку купола в первозданном виде.

При проведении работ было выявлено свыше 30 аварийных зон, скрытых под штукатуркой, подвесными потолками, перегородками. Аварийные несущие деревянные балки, деструкция, расслоение кирпичной кладки, недостаточная несущая способность капитальных стен, отсутствие перемычек в кирпичных стенах – все это угрожало не только исторической отделке интерьеров, но и безопасности людей, и потребовало многочисленных непростых конструкторских решений и сложнейших реставрационных работ. Усиление фундаментов, гидроизоляция подвалов, замена кровли, работы по обеспечению пожарной безопасности здания — все эти работы долгое время откладывалось прежними арендаторами здания, и были проведены фондом «Связь времен» в кратчайшие сроки. В результате ленточных расчисток под 8 слоями красок была обнаружена темперная живопись в Готическом зале. Сейчас этот зал с раритетной живописной отделкой в стиле историзм стал поистине украшением Шуваловского дворца. Подвесная галерея была полностью воссоздана в исторических габаритах.

Огромный объем реставрационных работ проводился под постоянным контролем специалистов КГИОП Санкт-Петербурга. Замена штофов, позолотные работы и реставрация исторических люстр потребовали максимальных усилий реставраторов. Двери, окна и элементы декора из ценных пород дерева – чинара, ореха и дуба – бережно очищались от многочисленных слоев краски и лака. Была проделана колоссальная работа по реставрации мраморных каминов, панно и скульптур. Исторические иконографические материалы позволили максимально точно воссоздать утраченные элементы отделки. Иногда в Шуваловском дворце одновременно работало до 300 реставраторов.