загружаем...
10

Карл Густав Фаберже

Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже́ (18 [30] мая 1846, Санкт-Петербург — 24 сентября 1920, Лозанна) — известный ювелир. Глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем яиц Фаберже, которые высоко ценятся коллекционерами всего мира.

Информация для данного раздела взята из книги Татьяны Мунтян «Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен». – М.: АртЮнит, 2009. – 224 c.

Петер Карл Фаберже выбирает камни для работы. Архивная фотография Гюго Оберга, около 1900 г.Начало деятельности фирмы К. Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой и довольно скромный магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей. По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), покинувшими Пикардию после отмены Нантского эдикта в ХVII столетии. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России – Лифляндской губернии. Как и многие другие ювелиры того времени, Густав Фаберже устремился в ювелирную Мекку империи – город Санкт-Петербург. В Северной столице родился его сын – Петер Карл (1846–1920), при котором фирма получила заслуженную славу и популярность.

Карл воспитывался в Петербурге, в немецкой школе «Анненшуле», затем посещал дрезденскую «Хандельшуле», обучаясь коммерции. С помощью друга и сотрудника отца – известного петербургского мастера, финна по происхождению, Петера Хискиаса Пендина – он овладел навыками ювелирного ремесла, после чего совершенствовал свое мастерство у Йозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне. Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного бизнеса должен получить всестороннюю подготовку, поэтому Карла Фаберже отправили в длительное заграничное путешествие. Он посетил Флоренцию и Париж – исторические центры ювелирного искусства, города-музеи, где смог почерпнуть множество идей, столь творчески претворенных в дальнейшем.

Эмальер Фаберже у печи для обжига. Архивная фотография. Около 1900 г.Карл был художником и дизайнером, и целый ряд изделий выполнен по его проектам. Наконец, он был реставратором ювелирных изделий, талантливым исследователем этой изящной сферы искусства. Карла Густавовича не случайно называли «ученым и образованным ювелиром». Он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Императорского Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно. Он всегда точно определял качество материалов, из которых предметы были изготовлены, и этим во многом способствовал рациональной каталогизации.

В 1872 году Петер-Карл возглавил дело, а благодаря его тонкому художественному вкусу и поразительной энергии фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием. Но путь к славе был долог и непрост. По-настоящему Карл Фаберже стал известен в 1882 году. Тогда еще «сравнительно молодой, но уже вполне зрелый, первоклассный» ювелир Карл Фаберже участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Особого восхищения публики и знатоков удостоились копии древнегреческих золотых изделий из раскопок в Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Императрица Мария Федоровна, посетившая выставку, приобрела пару запонок в античном вкусе, которые русский мастер делал вслед за знаменитым итальянским ювелиром Кастеллани.

В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Фаберже приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Агафон Фаберже. Архивная фотография, около 1890 г.Сын Карла Фаберже Агафон постоянно работал в качестве эксперта в Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа, был экспертом при переоценке коронных бриллиантов. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы; именно тогда Фаберже приобрел множество почитателей своего таланта за рубежом. Международный дебют на выставке в Нюрнберге в 1885 году принес ему золотую медаль. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль, а кроме того – почетный диплом за представление внеконкурсных изделий. По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского. По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял за рубежом, было той отраслью художественной промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе. 

Фирма, являвшаяся мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня», пользовалась известностью и популярностью во всем мире. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Карл Фаберже показывал свои вещи вне конкурса и был членом жюри по классу ювелирных изделий вместе с придворным русским ювелиром Фридрихом Кехли и знаменитыми французами – Луи Ококом-младшим, Рене Лаликом, Анри Вевером и Фредериком Бушероном. На выставке экспонировались пасхальные яйца Фаберже, предоставленные царской семьей, миниатюрные копии государственных регалий, украшения, камнерезные изделия и драгоценные цветы в вазочках из горного хрусталя. Несмотря на отдельные критические отзывы адептов стиля Art Nouveau, эти изделия имели огромный успех у парижан и гостей города, съехавшихся со всего света. За свое мастерство Карл Фаберже был награжден высшим французским орденом Почетного легиона и памятной медалью выставки. Разного рода награды получили также его сыновья, «равноправные с отцом распорядители фирмы», и выдающийся ювелир Михаил Перхин – создатель пасхальных яиц.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Киеве (в 1905–1910 годах) и Лондоне (с 1903 года). Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году в аристократическом районе Петербурга, на Большой Морской улице. В доме был установлен сейф-лифт берлинской фирмы «C.Я. Арнхейм», в нем товар из мастерских, находившихся на верхних этажах, доставляли в торговые залы на первом этаже. У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская – подруга юности наследника престола Великого Князя Николая Александровича (будущего царя Николая II). Она вспоминала, что дома держала лишь мелкие предметы, а крупные ценные бриллиантовые вещи, большей частью исполненные фирмой Фаберже, – в сейфе дома на Большой Морской. Кшесинская не брала украшения с собой в зарубежные турне: фирма страховала их и сама переправляла за границу. Так, к моменту приезда балерины в Лондон ее украшения уже были доставлены в английскую столицу и находились в магазине лондонского филиала фирмы. Кшесинская называла по телефону только номер вещи (в целях конспирации), и агент-детектив от Фаберже привозил нужную драгоценность в отель или в театр, оставаясь при этом весь вечер поблизости.

Витрина Фаберже на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Архивная фотография.По заказам фирмы работали лучшие петербургские ювелиры. Пальму первенства можно отдать Михаилу Перхину, крестьянину из Олонецкой губернии; в его мастерской до 1903 года создавались императорские пасхальные яйца. Преемником Перхина стал Генрик Вигстрем, под руководством которого продолжали делать пасхальные шедевры. Ведущим мастером-серебряником фирмы был Юлий Раппопорт. Мастерская Стефана Вякевы специализировалась на изготовлении серебряной посуды и столовых приборов. Эрик Коллин, Эдуард Шрамм, Вильгельм Раймер, Август Хольминг, Габриэль Ньюкканен, Андерс Михельсон и Теодор Ринге создавали в основном небольшие золотые и серебряные ювелирные изделия. В фирме работали художники-миниатюристы В. Зуев, С. Соломко, Е. Якобсон, скульпторы Б. Фредман-Клюзель, ученик Огюста Родена Т. Залькалнс (Гринберг), Луиджи Буцци, Елена Илинская-Андреолетти, Г. Савицкий и другие. С Фаберже сотрудничали знаменитые художники и архитекторы – В. Серов, Ф. Шехтель, А. Бенуа, К. Крыжицкий. Карл Густавович был награжден различными российскими и иностранными орденами, а в 1910 году ему пожаловали звание мануфактур-советника и придворного ювелира. 

Выставка художественных произведений К. Фаберже в особняке П.П. фон Дервиза, Санкт-Петербург. Архивная фотография, 1902 г.С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии. После Октябрьского переворота фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже – царскую семью, и само предприятие, владелец которого покинул Родину в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.