загружаем...
10

История собрания

Виктор Вексельберг. Основатель фонда «Связь времен», председатель попечительского правления фонда «Связь времен» и Музея Фаберже.Собрание культурно-исторического фонда «Связь времен», основанного российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, состоит из 4 000 произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства: золотых и серебряных изделий, живописи, фарфора и бронзы.

Коллекция, формировавшаяся на протяжении 10 лет, продолжает расширяться. Впервые в истории она выставлена на всеобщее обозрение в великолепном Шуваловском дворце Санкт-Петербурга, отреставрированном силами фонда.

Малкольм ФорбсЯдром экспозиции являются произведения прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846–1920) – придворного ювелира русских царей, приобретенные Виктором Вексельбергом в начале 2004 года у наследников американского газетного магната Малкольма Форбса (1919–1990), на протяжении 30 лет увлеченно занимавшегося поиском и приобретением царских драгоценностей. Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации. Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния. По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Однако приобретение коллекции Форбса, ставшее знаковым событием в новейшей истории русской культуры, было лишь началом проекта по созданию в России первого негосударственного музея общенационального значения — музея Фаберже. Культурно-исторический фонд «Связь времен» стал одним из ключевых игроков на вторичном рынке русского искусства.  На протяжении 10 лет руководитель фонда Владимир Воронченко лично приобретал произведения Карла Фаберже и других знаменитых русских ювелиров XIX – XX вв. на всех ведущих аукционах мира: Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, Phillips, Bukowskis, Dorotheum и т.д. Владимир Воронченко. Председатель правления фонда «Связь времен». Директор Музея Фаберже.Фонд отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства в Европе, Северной и Южной Америках, Азии. «Все было приобретено нами в разных точках земного шара, все было утеряно для русской культуры, — говорит Воронченко. — Мы в течение 10 лет давали объявления во все профильные журналы, работали с аукционными домами и различными специалистами. Наконец, все вернулось на родину, туда, где эти шедевры и были созданы. Мы гордимся этим фактом и считаем, что здорово поработали, собрав даже не выдающуюся, а лучшую коллекцию Фаберже в мире за все время». Помимо самой крупной и репрезентативной коллекции произведений Фаберже, фонду удалось собрать не имеющую аналогов коллекцию русских эмалей, включающую в себя более 100 предметов, выполненных в мастерской Федора Рюкерта — беспрецедентное число работ этого выдающегося мастера для одного собрания. Также необходимо отметить замечательную коллекцию золотых подносных царских коробок, изготовленных в Санкт-Петербурге, а также за границей, по заказу петербургского двора. Среди них коробки, украшенные эмалевыми миниатюрами с портретами почти всех императоров дома Романовых, а также уникальные экспонаты с микромозаичной плакеткой на крышке.

В настоящее время собрание фонда «Связь времен» экспонируется в парадных залах Шуваловского дворца. Экспозицию музея отличает современный дизайнерский подход. Специально разработанные по заказу музея, просторные и, на первый взгляд, абсолютно светопроницаемые витрины стирают границу между шедеврами Фаберже и зрителем; а художественный свет превращает произведения живописи в мультимедийные объекты.

В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Карла Фаберже – императорские пасхальные яйца – свидетельства таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Эти драгоценные изделия с затейливыми сюрпризами особенно ценимы еще и потому, что запечатлели важные события в российской истории рубежа позапрошлого и прошлого веков: последнюю коронацию в Российской империи, пятнадцатилетие царствования Николая II, войну с Германией. Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании фонда находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты – герцогини Мальборо и золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы.

Посетители дворца смогут ознакомиться с самыми разными направлениями в творчестве великого ювелира – с его редкостными objets de fantaisie: драгоценными «Анютиными глазками» в вазочке из горного хрусталя, как будто наполненной водой, уникальной фигуркой танцующего мужика из разных цветных камней (в государственных музеях РФ всего шесть подобных поликаменных блокированных скульптур), а также ювелирными украшениями, аксессуарами, драгоценной галантереей, настольными часами и рамами, демонстрирующими широчайшую палитру гильоше-эмалей, серебряными изделиями в «оригинальном русском стиле».

Множество произведений было собрано фондом «Связь времен» за последние десять лет. По словам председателя Попечительского совета Виктора Вексельберга, все эти годы его сотрудники занимались «поиском, приобретением и возвращением на родину исторически значимых российских произведений искусства, оказавшихся за рубежом». Среди таких предметов – миниатюрная бонбоньерка в виде яйца, принадлежавшая греческому королю Георгу I, родному брату российской императрицы Марии Федоровны, редкостные изделия, выполненные для барона Леопольда де Ротшильда, и другие произведения, имеющие мемориальный характер, например, эмальированные золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского – брата царицы Марии Федоровны.

Помимо произведений фирмы К. Фаберже, приобретались изделия его современников – Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова, создавшего репрезентативный свадебный сервиз для великого князя Константина Николаевича, а также знаменитых серебряников О. Курлюкова, А. Кузьмичева, М. Семеновой, ювелиров семьи Болин, золотых дел мастеров Шпигеля, Кейбеля, Гана. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон, часть из которых принадлежала известным историческим лицам. Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает кабинет, именуемый Готическим залом Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное по размерам и качеству собрание произведений знаменитого российского «живописца по эмали» Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России.

Другие виды декоративно-прикладного искусства тоже достойно представлены в коллекции фонда «Связь времен», который вправе гордиться монументальными парными вазами-кратерами с «малахитовым» фоном, относящимися к лучшим произведениям Императорского фарфорового завода. Вазы, на одной из которых изображены дворцовые гренадеры в Тронном зале Зимнего дворца, а на другой – гренадеры в Тронном зале дворца Тюильри, были подарены императором Николаем I чрезвычайному и полномочному послу Франции в России (1828–1830, 1833) Казимиру Луи Викторьену де Рошешуару, герцогу де Мортемар.

Выставочный, Рыцарский и другие залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев: К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара. Шуваловский дворец снова наполнился художественными сокровищами, только отныне его двери будут открыты для жителей и гостей Санкт-Петербурга.