загружаем...
10

Итоги первого дня работы научных секций международной конференции в Музее Фаберже

11 Октября 2016 года

 
 


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге является обладателем крупнейшей коллекции произведений Фаберже и прилагает все усилия к тому, чтобы быть главной международной площадкой по изучению жизни и творчества знаменитого ювелира. В юбилейном 2016 году Музей посвятил свою ежегодную конференцию личности Карла Фаберже, деятельности его фирмы, ее месту в российской и мировой культуре, а также тому влиянию, которое Фаберже оказал на современное ювелирное искусство.

1

Конференция открылась серией докладов, посвященных тесным взаимосвязям фирмы Фаберже и Дома Романовых. Признание таланта великого русского ювелира со стороны императорской семьи и высочайшее покровительство его фирме, позволили Фаберже значительно расширить деятельность и сделать свое имя настоящей визитной карточкой страны. 
Независимые исследователи Фаберже И.Е.Филимонов и А.В.Кречмер в своем докладе рассказали о том как важные памятные события периода правления Николая II - Коронация, 300-летие дома Романовых, рождение наследника, открытие музея Александра III (Русский музей) - нашли отражение в памятной и сувенирной продукции: альбомах, книгах, открытках, фотографиях. Был предложен ряд смелых гипотез относительно наименования пасхальных шедевров, вызвавшие дискуссию в зале, в частности, следующие возможные варианты названий: «В память посещения Ялты их императорскими Величествами» (яйцо «Яхта «Штандарт»), «В память 200-летия Царского села» («Лавровое дерево») и другие.

IMG 4761

Доклад Г.Н.Корневой, заместителя директора информационно-издательской фирмы «Лики России», и Т.Н.Чебоксаровой, доцента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», познакомил слушателей с историей подготовки к проведению коронационных торжеств и особой роли фирмы К.Фаберже в этом процессе. Доклад опирался на большое количество архивных документов и счетов. Докладчики рассказали о изготовлении ряда дипломатических подарков, традиционных для подобного случая, а также уникальных подарков для двух императриц - Марии Федоровны (брошь в форме сердца с миниатюрами) и Александры Федоровны (брошь «Роза желтая»), подарков для великих князей и княжон (всего 18 брошей общей суммой 66892 тысячи рублей), в том числе персонифицированных (медальон для ношения на груди для Вел.кн. Владимира Александровича).

IMG 4843

И.В.Зимин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ПСПбГМУ, рассказал о предметах «от Фаберже» как о функциональных вещах, которыми императорская семья пользовалась каждый день. На примере исторических фотографий интерьеров Зимнего дворца он подробно рассказал о том, какое место те или иные образцы Фаберже могли занимать в повседневной жизни владельцев как в бытовом, так и в мемориальном смысле. Подчеркнуто значение работ Фаберже как «важной жизненной детали»: у Александры Федоровны был целый шкаф, в котором она хранила драгоценности Фаберже, а с ними такие важные личные реликвии, как венчальные свечи. Также был затронут вопрос судьбы предметов после 1917 года.

IMG 4858

К.Кеттеринг, вице-президент антикварной фирмы John Atzbach Antiques, США, познакомила слушателей с уникальным видом алмазов, которые называют «плоскими» или «портретными алмазами». В процессе рассказа была освещена история бытования и использования плоских алмазов в ювелирном искусстве, в частности русском, с петровских времен до эпохи Фаберже. Уникальность портретных алмазов заключается в том, что гладкая плоская поверхность камня – уникальный природный феномен. Отличительные черты – высокая прозрачность и особый цвет, которые позволяют помещать их поверх живописных миниатюр в ювелирных изделиях. Такие камни широко применялись в пасхальной серии К. Фаберже (яйца «Бутон розы» и «Коронационное» из коллекции Музея Фаберже) и других выдающихся произведениях фирмы.

IMG 4864

Н.М.Серапина, архивист ЦГАЛИ СПб, представила результаты изучения дворцовых описей имущества Романовых, в которых неоднократно упоминаются работы Фаберже . Поскольку многие из принадлежавших Романовым драгоценностей после революции ждала сложная судьба, письменные свидетельства, на которые опирается доклад, имеют особую ценность. Особое внимание в докладе уделено коллекции Вел.кн. Ксении Александровны, в описи которой значится 41 заголовок «Фаберже», а также коллекции Гатчинского дворца с описями серебра и камнерезных изделий. Автор подчеркнул, что многие из описей остаются неразобранными, а значит судьбу многих из «утраченных» шедевров еще только предстоит выяснить.

IMG 4708

Вторая секция была посвящена особенностям стиля Фаберже и его отражению в творчестве современных ювелиров. 
В своем докладе, посвященном источникам изучения деятельности фирмы Фаберже, независимый исследователь Е.Г.Корнейчук уделила особое внимание графическим альбомам с эскизами ювелирных изделий. В качестве конкретного примера взят альбом с пряжками, содержащий 175 эскизов ювелирных изделий, по котором работали лучшие ювелиры фирмы как в Петербурге, так и в Москве (Вигстрем, Хольминг, Перхин). Были показаны варианты оформлений как в привычной для Фаберже классической стилистике, так и в менее привычных: модерн, в «египетском стиле», в «сиамском стиле». Многообразие представленных материалов подтверждает, что высокое качество и уровень развития дизайна – основа работы фирмы Фаберже. Вопрос, остающийся открытым – авторство конкретных рисунков, поскольку большинство из них не имеют подписи.

2016-10-11  0.20.50

М.В.Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже, и Патрик Дрейер, художник-камнерез, член попечительского совета Немецкого музея драгоценных камней, представили новые сведения об исторических связях фирмы Фаберже и династии камнерезов Дрейеров, а также рассмотрели технологические процессы создания миниатюрной анималистической скульптуры из твердых пород камня. Был поднят вопрос атрибуции гипсовой модели жабы из коллекции Дрейеров, датируемой концом 19 - началом 20 века, которая предположительно была прислана в Идар-Оберштайн фирмой Фаберже. Была обнаружена японская нэцкэ, по-видимому ставшая прототипом для данной гипсовой модели. Нэцкэ вполне могла входить в коллекцию самого Карла Фаберже. Другие нэцкэ, принадлежащие японским резчикам той же школы, послужили прототипами для камнерезных изделий фирмы, сегодня хранящихся в известных коллекциях.

7a7c47c72a01eb7724ab9a780bb57a86

А.В.Кречмер рассказал о работах компании Фаберже, содержащих изображения архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Особое внимание было уделено пасхальной серии с живописными миниатюрами царских дворцов и ювелирным моделям императорских резиденций в Гатчине и Царском селе. Докладчик обратил внимание на их уникальность как единственных сохранившихся трехмерных моделей.

KP-946 C

Следующая секция была посвящена ювелирам-современникам Карла Фаберже. Н.Н.Сапфирова, соискатель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Украина), рассказала о работе филиалов фирмы Фаберже в Одессе и Киеве, а также о творчестве наиболее выдающихся современников русского ювелира, в первую очередь, фирмы Маршака. Были подробно освещены все сферы деятельности фирмы - от мелких ювелирных изделий до крупных государственных заказов, причем особое внимание уделено конкуренции двух фирм. Наиболее вероятно, что магазин Фаберже в Киеве закрылся, не выдержав конкуренции со стороны Маршака, который лучше понимал специфику вкусов местной клиентуры.

2016-10-11  0.22.03

Леннарт Бооий, хранитель отдела декоративно-прикладного искусства и дизайна Городского музея Амстердама, рассказал о схожих тенденциях в деятельности фирм Лалика и Фаберже. Несмотря на отсутствие личного знакомства, Лалик и Фаберже стояли во главе одинаково крупных фирмы со схожими торговыми стратегиями, в приоритете которых было использование новых для своего времени материалов, выход на международный рынок, работа для правящих элит, идея «фамильного бренда» и большое внимание к дизайну. Особое внимание было уделено работам Лалика и Фаберже в коллекции одного из постоянных клиентов обеих фирм – дипломата и мецената Ван Гилса ван дер Палса, поддерживавшего «русские сезоны» Дягилева.

KP-2246 A

М.А.Осипова, секретарь научного отдела Музея Фаберже, аспирант СПбГУП, в своем докладе сравнивала деятельность и творчество Фаберже с работой не менее известной компании «Болин». Основной акцент был сделан на партнерстве двух ювелирных домов. Каждая из компаний занимала свою нишу на рынке: у Фаберже основной упор делался на дизайн и мастерство исполнения, у Болинов определяющую роль играл драгоценный камень и его характеристики, что не мешало компаниям сотрудничать и нередко работать вдвоем над одним императорским заказом.

4e0d2f6bcc491352c007d622e68322e9 w960 h2048

Завершающая секция была посвящена частным и музейным коллекциям. В докладе, посвященном 300-летию Минералогического музея Ферсмана, его научный руководитель В.К.Гаранин, затронул все основные вехи в истории музея с момента открытия Минерального кабинета Кунсткамеры в 1716 году до наших дней. Было подчеркнуто, что музей гармонично сочетает научную, образовательную и музейную деятельность. В данный момент в коллекции около 6000 изделий, в частности камнерезные работы компании Фаберже и предметы, переданные лично Агафоном Фаберже академику Ферсману (включает редкие камнерезные фигурки людей и одно пасхальное яйцо). История их дружеских отношений также была кратко освещена в докладе.

IMG 4930

М.Бэттли, президент антикварной фирмы Marie E.Betteley, Inc., США, рассказала об уникальном опыте своих родителей, получивших в 1983 году шанс атрибутировать и систематизировать коллекцию изделий Фаберже из собрания Королевской семьи Таиланда. Ни один другой исследователь никогда не получал доступа к коллекции, включающей редкие драгоценные предметы культа, до сих пор использующиеся в церемониях. Также была затронута тема отношений дома Романовых и Сиамской королевской семьи, которые способствовали получению заказов фирмы Фаберже со стороны сиамских клиентов. Коллекция до сих пор остается частной и не демонстрируется. Участники лекции смогли увидеть уникальные архивные фотографии.

IMG 4946

Представители семьи МакФерринов, обладающей одним из крупнейших частных собраний Фаберже – Дороти МакФеррин и Дженнифер МакФеррин-Бонер – рассказали о выдающемся собрании работ фирмы Фаберже в коллекции музея естественной истории город Хьюстон, штат Техас. Коллекция включает в себя личные предметы членов царской семьи и представляет почти все направления деятельности Фаберже, Особое внимание в докладе было уделено принципу систематизации экспозиции, попытке наглядно представить работу фирмы и познакомить посетителей музея с историями жизни бывших владельцев драгоценных изделий. Завершая свое выступление, Дороти МакФеррин сказала: «Как здорово, что мы имеем возможность познакомить Америку с вашей культурой и историей.» На этой прекрасной ноте завершился первый день международной научной конференции в Музее Фаберже.