0%
Назад

Пасхальное яйцо «Коронационное»

Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 1
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 2
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 3
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 4
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 5
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 6
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 7
Пасхальное яйцо «Коронационное» - фото, ракурс 8

Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таким подаркам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года – одно из самых известных и прославленных творений К. Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву. Шестикилометровую парадную процессию замыкала позолоченная карета молодой императрицы, сделанная еще в 1793 году знаменитым придворным мастером И.К. Букендалем для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.

 

Миниатюрная абсолютно точная копия этой кареты стала сюрпризом традиционного пасхального подарка работы Фаберже, поднесенного императором Николаем II супруге на Пасху 1897 г. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Двадцатитрехлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией) трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки. «Бархатную обивку» кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами. Крошечные литые из золота путти с гирляндами цветов, декорирующие задок кареты, кажутся вырезанными из золоченого дерева. На колеса, как и в реальном экипаже, надеты «железные обручи» из платины. Во время работы Штайну приходилось неоднократно посещать императорский музей экипажей, а уже много лет спустя, когда встал вопрос о реставрации кареты, сюрприз Коронационного яйца оказался очень ценным материалом для проведения грамотных восстановительных работ.

 

В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца. В счете записано «яичко изумрудовое с бриллиантами» ценой в 1000 рублей (ныне, к сожалению, отсутствующее). Оно было самым последним «сокровищем», как когда-то в первом императорском яйце, и подвешивалось внутри крошечной кареты на специальный крючочек. Правда, из других, более поздних, источников следует, что внутри кареты было укреплено яичко-подвеска из желтого бриллианта. Так, начальник Камерального отделения и заведующий Кабинетом Е.И.В. Н. Дементьев, который в 1909 году занимался инвентаризацией драгоценностей царской четы, находившихся в их собственных комнатах Зимнего дворца, увидел внутри кареты желтое бриллиантовое яйцо-кулон (бриолет). Возможно, императрица сама поменяла подвеску, предпочтя носить изумрудное яйцо на шее, но при этом не оставила карету пустой.

 

Изготовление миниатюрной кареты обошлось в 2250 рублей, что составило половину стоимости всего императорского заказа. Драгоценный камень (бриллиант или изумруд грушевидной формы), подвешенный внутри кареты, был оценен еще в 1500 рублей.

 

Само «Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Внутри его драгоценной «скорлупы» – серая бархатная ниша для сюрприза. Золотая (подбитая горностаем) парчовая мантия с ткаными черными двуглавыми орлами, в которую были облачены царь и царица во время коронации, подсказала Фаберже идею отделки скорлупы яйца. Она покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Накладные эмалевые орлы соединены лиственными ветвями зеленого золота, образующими густую сетку, без малейшего зазора (не видно монтировки) прилегающую к скорлупе. Один из мастеров вспоминал, что, когда просверливались отверстия в покрытом эмалью корпусе, яйцо полностью погружалось в емкость с водой, что должно было предохранить сверло от перегрева, а эмаль – от повреждения.

 

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз, укрепленный на его верхней половине. Сквозь него виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Θ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается дата «1897».

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал