0%
Назад

Пасхальное яйцо «Ландыши»

Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 1
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 2
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 3
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 4
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 5
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 6
Пасхальное яйцо «Ландыши» - фото, ракурс 7

Яйцо «Ландыши», поднесенное императором Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны, символизирующими чистоту, юность и невинность, и столь нравившимися ей жемчугом и бриллиантами. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.

 

Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей – обожаемого супруга и двух старших дочерей: Ольги (род. 1895) и Татьяны (род. 1897). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами огранки «роза».

 

Современники отмечали, что в императорской семье царила идеальная атмосфера, а самыми счастливыми государь считал часы, которые он проводил в кругу семьи. Пасхальный подарок «Ландыши», выполненный в любимом императрицей стиле модерн, лишенном официальности, присущей классическим стилям, как нельзя лучше соответствовал тем глубоким и трогательным чувствам, которые Николай II питал к своей супруге.

 

Впрочем, модерн не характерен для «привыкших к известной художественной дисциплине» мастеров прославленной фирмы. В связи с этим интересно вспомнить о реакции на «Ландыши» на ставшей триумфом Нового Искусства (стиля Art Nouveau) Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где экспонировались императорские пасхальные шедевры Фаберже. На фоне свободного, не терпящего никаких ограничений и слегка экзальтированного модерна академизм петербургского ювелира, безусловно, выглядел неорганично, но даже самые рьяные защитники нового стиля не могли не восхищаться листьями и цветами яйца «Ландыши», называя их произведением «утонченного вкуса», хотя и досадуя на то, что веточки «слишком близко прилегают к яйцу», ножек не три, а четыре, да и заканчиваются они банальными завитками.

 

Несмотря на критику, все выставленные работы Фаберже, отличавшиеся, по заключению экспертной комиссии парижской Выставки, «совершенством исполнения и безукоризненной монтировкой», были распроданы и привлекли ряд заказов и клиентов. Сам же талантливый ювелир, бывший членом жюри и оценивавшийся вне конкурса, был награжден орденом Почетного Легиона и памятной медалью выставки.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал