0%
Назад

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 1
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 2
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 3
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 4
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 5
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево» - фото, ракурс 6

В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся счет от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что «Лавровое дерево» (с 1947 года и до недавнего времени его ошибочно называли апельсиновым) – пасхальный подарок.

 

Карл Фаберже получал от императора полную свободу в выборе сюжетов и оформления пасхальных яиц, поэтому придворный ювелир должен был хорошо знать вкусы и художественные предпочтения императриц. Вероятно, мастер был хорошо осведомлен о любви Марии Федоровны к птицам. Их было много в загородных царских резиденциях, а в петербургском Аничковом дворце вдовствующей императрицы была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством пернатых.

 

В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает «маленькая пичужка». Вечнозеленый лавр (символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почета и признания заслуг), вероятно, не случайно стал композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол (а также – сорок пятой годовщины ее свадьбы с «дорогим Сашей», как она нежно называла императора Александра III).

 

В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и начинает петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает.

 

Плотные глянцевые листья кроны (числом 325), по форме напоминающей яйцо, выполнены из любимого поделочного камня К.Фаберже – саянского нефрита «цвета надежды». Зеленый (в данном случае насыщенного «шпинатного» оттенка) цвет традиционно символизировал юность, цветение, триумф жизни и весны. Яркая листва оживлена розоватыми и желто-оранжевыми плодами из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а также мелкими белыми эмалевыми цветками. Дерево посажено в кубообразную кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.

 

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал