Продумывая яйцо «Петушок», Фаберже обратился к опыту мастеров XVIII – XIX веков, изготавливавших часы с поющими птичками («часы-кукушка»). При создании этого пасхального сувенира Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством механизмов музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшихся в Женеве в начале XIX столетия. При нажатии на кнопку в верхней части тулова отскакивает ажурная крышка, из-под нее появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями и укрепленный на ажурной же платформе. Он кукарекает, раскрывая клюв, и хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри, и крышка захлопывается.
«Петушок» – третье из четырех императорских яиц с часовым механизмом, созданных Фаберже, и единственное из них, имеющее круглый и плоский циферблат. Остальные яйца-часы – со змеей, подаренное Марии Федоровне Александром III в 1887 году, (собрание князя Монако, сделанное для Александры Федоровны яйцо с букетом лилий (Музеи Московского Кремля, 1899) и «Колоннада» (собрание Елизаветы II, 1910) – имеют медленно вращающиеся по периметру циферблаты-ротаторы с римскими цифрами.
Яйцо «Петушок» покоится на грациозной ножке со спирально закручивающимися пышными листьями, придающей композиции динамизм. Кроме того, оно поддерживается сужающимися книзу плоскими четырехугольными колоннами с белой устричной эмалью и переплетающимся ленточным золотым декором в стиле регентства.