00%
Назад
Разработка сайта Advanced Team

Серия пасхальных яиц из фарфора

Серия пасхальных яиц из фарфора - фото, ракурс 1
Серия пасхальных яиц из фарфора - фото, ракурс 2
Серия пасхальных яиц из фарфора - фото, ракурс 3
Серия пасхальных яиц из фарфора - фото, ракурс 4
Раздел
Место создания
Материалы
Дата
1840-е - 1917 гг.

Своеобразным русским феноменом декоративно-прикладного искусства являются фарфоровые пасхальные яйца, в большом количестве представленные в Музее Фаберже. Такие яйца стали одним из главных предметов, выпускаемых на Императорском фарфоровом заводе с момента его основания в 1744 году.

 

Первым знаменитым автором фарфоровых пасхальных сувениров был изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов. Изначально Императорский завод брал пример со знаменитой Мейсенской мануфактуры, но пасхальные миниатюры стали исключительно российской продукцией. Белоснежный хрупкий фарфор стал символичным материалом для изготовления предмета, отождествляющегося с возрождением и надеждой, истинным христианским символом.

 

Фарфоровые подарочные яйца практически все были подвесными: они имели сквозные отверстия, в которые продевалась лента из дорогой материи (шёлка или бархата), гармонировавшей по цвету с общим тоном яйца, с бантом внизу и петлёй наверху, за которую яйцо подвешивалось к киоту или под икону.

 

Традиция производства фарфоровых яиц в качестве императорских подарков в России восходит ко времени царствования Екатерины II. Обычно на Пасху такие знаки внимания получали придворные и приближенные к Дому Романовых. Но именно при Николае I традиционные фарфоровые пасхальные яйца стали произведениями искусства - они увеличились в размере и стали прекрасной основой для воспроизведения в миниатюре живописных полотен из собрания Императорского Эрмитажа. Заводские художники получали специальный доступ к картинной галерее Эрмитажа.

 

Так как фарфоровое яйцо не было предметом церковного культа, а скорее светским подарком, их часто украшали изображениями, тематически не связанными с праздником Пасхи. Распространенными сюжетами были виды Петербурга и пригородов. Помимо росписи, фарфоровые яйца часто украшались драгоценными камнями, слоновой костью, золотом и серебром, а также лепными украшениями и резьбой.

 

Парадные презентации уникальной продукции устраивались в дни тезоименитств, рождений, свадеб членов императорской фамилии и других событий дворцовой жизни. Лики святых, копии картин, пейзажи, цветочные мотивы и орнаменты были искусно представлены в миниатюре яйца в качестве личного сообщения. Яйца с монограммами членов императорской семьи служили, как правило, императорскими подарками за серьезные заслуги перед царской семьёй или Отечеством.

 

Кроме Императорского завода фарфоровые яйца изготавливались на многочисленных частных заводах, которые могли копировать продукцию императорского.

 

Шедевр №1: Яйцо пасхальное с видом Смольного собора в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 1840-е. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; надглазурная роспись, позолота, цировка.

 

Шедевр №2: Яйцо пасхальное фарфоровое с вензелем императрицы Александры Федоровны. Санкт-Петербург, 1890-е - 1917. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; цветная глазурь «бычья кровь», травление, позолота.

 

Шедевр №3: Яйцо пасхальное фарфоровое с вензелем императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, 1890-е – 1900-е. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; подглазурное крытье кобальтом, надглазурная роспись эмалевыми красками, позолота, цировка.

 

Шедевр №4: Яйцо пасхальное с изображением Петропавловской крепости в обрамлении лепной гирлянды из роз. Россия, середина XIX века. Частный фарфоровый завод. Фарфор; надглазурная роспись, ручная лепка, позолота. 

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал