0%
Назад

Цикл лекций «Фарфоровые шедевры Музея Фаберже и культура Российской империи»

Иллюстрации:
1) Тарелка из Рафаэлевского сервиза. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1893. Собрание Музея Фаберже
2) Тарелка глубокая из сервиза ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевский сервиз). Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера. Собрание Музея Фаберже. 

 

В ноябре 2024 года в Музее Фаберже пройдёт цикл лекций, посвящённый истории русского фарфора, российским царским сервизам и коллекциям фарфоровых предметов. О них расскажет кандидат искусствоведения; хранитель императорского фарфора, ведущий научный сотрудник и учёный секретарь Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ирина Радиковна Багдасарова. Цикл приурочен к открытию новой экспозиции в Терракотовом зале Музее Фаберже, где показан исторический фарфор XVIII  начала ХХ веков из собрания музея.


Начало всех мероприятий в 18:30 в Белоколонном зале Шуваловского дворца.


Приобрести абонемент на весь цикл или билет на отдельную лекцию можно как на сайте, так и в кассах музея. 


Описание цикла

 

7 ноября, 18:30 — лекция «Фарфор в дворцовых кладовых. Парадные трапезы XVIII – начала XX века»

Парадные трапезы рассматриваются как особое церемониальное явление при Российском императорском дворе. В XVIII веке была принята «французская» сервировка, при которой к восторгу сотрапезников блюда выставлялись одновременно в роскошной посуде. В XIX столетии утвердилась рациональная «русская» сервировка с вниманием к персональному куверту и (фр. couvert  покрытый). В разные времена антураж банкетов дополняли настольные украшения, скатерти и салфетки, ливрейные костюмы, особый дизайн сервировки и пышная обстановка залов.

Поначалу в Зимний дворец и дворцы петербургской знати поступали сервизы европейских производств. С основанием в Петербурге в 1744 году Императорского фарфорового завода, Сервизные кладовые комплектуются отечественными изделиями. Формы и декор сервизов, как и характер застолий, меняются во времени в зависимости от вкусов владельцев, стилей и направлений в искусстве, тематики трапез и дипломатических миссий.

О создании художественных ансамблей и выдающихся сервизах XVIII – начала XX века, позабытых посудных формах, ритуалах и тонкостях проведения дворцовых трапез расскажет Хранитель Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова. Гостям предоставляется возможность соприкоснуться с предметами художественного фарфора из коллекции Музея Фаберже, в том числе столовыми и десертными императорскими сервизами, среди которых Рафаэлевский сервиз, созданный по мотивам знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватикане.


14 ноября, 18:30 —
 Лекция «Русский стиль в искусстве фарфора. Императорский завод и частные производства»

«Русский стиль» как художественное направление историзма, обращенного к искусству прошлых веков, получило расцвет в эпоху правления Николая I. На Императорском фарфоровом заводе в Петербурге это направление отчетливо выразилось в формах, пластическом и живописном декоре сервизов и ваз второй четверти XIX века, которые предназначались для представителей Дома Романовых. Национальные мотивы подхватили частные фарфоровые производства России, среди которых наиболее выразительно выступил петербургский завод братьев Корниловых. К сотрудничеству были приглашены такие известные художники как Елизавета Бём, Иван Билибин, Николай Каразин, Иван Гальнбек.

О традициях «русского стиля» в отечественном фарфоре расскажет Хранитель Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова, в том числе предлагая обсудить детали подлинности и качества старинных вещей, историко-культурную ценность произведений искусства. Гостям будут представляться произведения из коллекции Музея Фаберже. Так, с XVIII столетием связаны предметы Орденских сервизов; среди раритетов XIX века выделяется Кремлевский сервиз  самый яркий фарфоровый ансамбль, созданный на петербургском производстве по проекту Фёдора Солнцева.


21 ноября, 18:30
 — Лекция «Исторический фарфор и коллекционирование. Опыт эксперта»
 

Коллекционирование фарфора является приоритетом в области собирательства предметов мирового искусства. Это направление требует определенных знаний истории и технологии производств, художественных стилей и направлений. Вместе с Хранителем Государственного Эрмитажа Ириной Багдасаровой будем говорить о том, как произведения из фарфора приобретают ранг «коллекционной вещи». Чтобы проследить историю, заглянем в сокровищницы европейских монархов, кунсткамеры и фарфоровые кабинеты XVIII века. Узнаем, почему в разные времена комплектование коллекций следовало разным целям: почти ритуальному накоплению богатства; требованиям страсти, моды, престижа; соображениям просвещенных умов; расчетливым взглядам и выгодным сделкам.

Специалист расскажет также о сложившихся принципах музейного и частного коллекционирования фарфора, методах обработки собраний и публикаций предметов. Перед гостями откроется «музейное закулисье»: работа с недоступными собраниями. Подробно остановимся на таких высококачественных частных коллекциях фарфора как собрание Владимира Царенкова, Михаила Карисалова, Екатерины Бородиной.С точки зрения эксперта, оценки качества и подлинности изделий, рассмотрим избранные предметы Российских императоров XVIII – начала XX века в собрании Музея Фаберже, лучшие из которых в настоящее время демонстрируются в новой постоянной экспозиции, открытой в Терракотовом зале осенью 2024 года.


Лектор: Ирина Радиковна Багдасарова, кандидат искусствоведения, хранитель императорского фарфора, ведущий научный сотрудник и учёный секретарь Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
 

Иллюстрация: Набор десертных тарелок из Михайловского сервиза. Санкт-Петербург, 1812-1822. Императорский фарфоровый завод. Собрание Музея Фаберже
 

Посещайте лекторий Музея Фаберже с картой члена Клуба друзей. 
Подробнее о привиллегиях программы лояльности здесь.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал