0%
Назад

Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)

фото 1 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 2 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 3 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 4 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 5 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 6 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 7 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 8 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 9 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 10 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 11 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 12 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 13 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)
фото 14 - Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Карла Фаберже (6-8.10.2016)

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге является обладателем крупнейшей коллекции произведений Фаберже и прилагает все усилия к тому, чтобы быть главной международной площадкой по изучению жизни и творчества знаменитого ювелира. В юбилейном 2016 году Музей посвятил свою ежегодную конференцию личности Карла Фаберже, деятельности его фирмы, ее месту в российской и мировой культуре, а также тому влиянию, которое Фаберже оказал на современное ювелирное искусство.

 

Конференция открылась серией докладов, посвященных тесным взаимосвязям фирмы Фаберже и Дома Романовых. Признание таланта великого русского ювелира со стороны императорской семьи и высочайшее покровительство его фирме, позволили Фаберже значительно расширить деятельность и сделать свое имя настоящей визитной карточкой страны. 


Независимые исследователи Фаберже И.Е.Филимонов и А.В.Кречмер в своем докладе рассказали о том как важные памятные события периода правления Николая II - Коронация, 300-летие дома Романовых, рождение наследника, открытие музея Александра III (Русский музей) - нашли отражение в памятной и сувенирной продукции: альбомах, книгах, открытках, фотографиях. Был предложен ряд смелых гипотез относительно наименования пасхальных шедевров, вызвавшие дискуссию в зале, в частности, следующие возможные варианты названий: «В память посещения Ялты их императорскими Величествами» (яйцо «Яхта «Штандарт»), «В память 200-летия Царского села» («Лавровое дерево») и другие.

 

Доклад Г.Н.Корневой, заместителя директора информационно-издательской фирмы «Лики России», и Т.Н.Чебоксаровой, доцента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», познакомил слушателей с историей подготовки к проведению коронационных торжеств и особой роли фирмы К.Фаберже в этом процессе. Доклад опирался на большое количество архивных документов и счетов. Докладчики рассказали о изготовлении ряда дипломатических подарков, традиционных для подобного случая, а также уникальных подарков для двух императриц - Марии Федоровны (брошь в форме сердца с миниатюрами) и Александры Федоровны (брошь «Роза желтая»), подарков для великих князей и княжон (всего 18 брошей общей суммой 66892 тысячи рублей), в том числе персонифицированных (медальон для ношения на груди для Вел.кн. Владимира Александровича).

 

И.В.Зимин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ПСПбГМУ, рассказал о предметах «от Фаберже» как о функциональных вещах, которыми императорская семья пользовалась каждый день. На примере исторических фотографий интерьеров Зимнего дворца он подробно рассказал о том, какое место те или иные образцы Фаберже могли занимать в повседневной жизни владельцев как в бытовом, так и в мемориальном смысле. Подчеркнуто значение работ Фаберже как «важной жизненной детали»: у Александры Федоровны был целый шкаф, в котором она хранила драгоценности Фаберже, а с ними такие важные личные реликвии, как венчальные свечи. Также был затронут вопрос судьбы предметов после 1917 года.

 

К.Кеттеринг, вице-президент антикварной фирмы John Atzbach Antiques, США, познакомила слушателей с уникальным видом алмазов, которые называют «плоскими» или «портретными алмазами». В процессе рассказа была освещена история бытования и использования плоских алмазов в ювелирном искусстве, в частности русском, с петровских времен до эпохи Фаберже. Уникальность портретных алмазов заключается в том, что гладкая плоская поверхность камня – уникальный природный феномен. Отличительные черты – высокая прозрачность и особый цвет, которые позволяют помещать их поверх живописных миниатюр в ювелирных изделиях. Такие камни широко применялись в пасхальной серии К. Фаберже (яйца «Бутон розы» и «Коронационное» из коллекции Музея Фаберже) и других выдающихся произведениях фирмы.

 

Н.М.Серапина, архивист ЦГАЛИ СПб, представила результаты изучения дворцовых описей имущества Романовых, в которых неоднократно упоминаются работы Фаберже . Поскольку многие из принадлежавших Романовым драгоценностей после революции ждала сложная судьба, письменные свидетельства, на которые опирается доклад, имеют особую ценность. Особое внимание в докладе уделено коллекции Вел.кн. Ксении Александровны, в описи которой значится 41 заголовок «Фаберже», а также коллекции Гатчинского дворца с описями серебра и камнерезных изделий. Автор подчеркнул, что многие из описей остаются неразобранными, а значит судьбу многих из «утраченных» шедевров еще только предстоит выяснить.

 

Вторая секция была посвящена особенностям стиля Фаберже и его отражению в творчестве современных ювелиров. В своем докладе, посвященном источникам изучения деятельности фирмы Фаберже, независимый исследователь Е.Г.Корнейчук уделила особое внимание графическим альбомам с эскизами ювелирных изделий. В качестве конкретного примера взят альбом с пряжками, содержащий 175 эскизов ювелирных изделий, по котором работали лучшие ювелиры фирмы как в Петербурге, так и в Москве (Вигстрем, Хольминг, Перхин). Были показаны варианты оформлений как в привычной для Фаберже классической стилистике, так и в менее привычных: модерн, в «египетском стиле», в «сиамском стиле». Многообразие представленных материалов подтверждает, что высокое качество и уровень развития дизайна – основа работы фирмы Фаберже. Вопрос, остающийся открытым – авторство конкретных рисунков, поскольку большинство из них не имеют подписи.

 

М.В.Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже, и Патрик Дрейер, художник-камнерез, член попечительского совета Немецкого музея драгоценных камней, представили новые сведения об исторических связях фирмы Фаберже и династии камнерезов Дрейеров, а также рассмотрели технологические процессы создания миниатюрной анималистической скульптуры из твердых пород камня. Был поднят вопрос атрибуции гипсовой модели жабы из коллекции Дрейеров, датируемой концом 19 - началом 20 века, которая предположительно была прислана в Идар-Оберштайн фирмой Фаберже. Была обнаружена японская нэцкэ, по-видимому ставшая прототипом для данной гипсовой модели. Нэцкэ вполне могла входить в коллекцию самого Карла Фаберже. Другие нэцкэ, принадлежащие японским резчикам той же школы, послужили прототипами для камнерезных изделий фирмы, сегодня хранящихся в известных коллекциях.

 

А.В.Кречмер рассказал о работах компании Фаберже, содержащих изображения архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Особое внимание было уделено пасхальной серии с живописными миниатюрами царских дворцов и ювелирным моделям императорских резиденций в Гатчине и Царском селе. Докладчик обратил внимание на их уникальность как единственных сохранившихся трехмерных моделей.

 

Следующая секция была посвящена ювелирам-современникам Карла Фаберже. Н.Н.Сапфирова, соискатель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Украина), рассказала о работе филиалов фирмы Фаберже в Одессе и Киеве, а также о творчестве наиболее выдающихся современников русского ювелира, в первую очередь, фирмы Маршака. Были подробно освещены все сферы деятельности фирмы - от мелких ювелирных изделий до крупных государственных заказов, причем особое внимание уделено конкуренции двух фирм. Наиболее вероятно, что магазин Фаберже в Киеве закрылся, не выдержав конкуренции со стороны Маршака, который лучше понимал специфику вкусов местной клиентуры.

 

Леннарт Бооий, хранитель отдела декоративно-прикладного искусства и дизайна Городского музея Амстердама, рассказал о схожих тенденциях в деятельности фирм Лалика и Фаберже. Несмотря на отсутствие личного знакомства, Лалик и Фаберже стояли во главе одинаково крупных фирмы со схожими торговыми стратегиями, в приоритете которых было использование новых для своего времени материалов, выход на международный рынок, работа для правящих элит, идея «фамильного бренда» и большое внимание к дизайну. Особое внимание было уделено работам Лалика и Фаберже в коллекции одного из постоянных клиентов обеих фирм – дипломата и мецената Ван Гилса ван дер Палса, поддерживавшего «русские сезоны» Дягилева.

 

М.А.Осипова, секретарь научного отдела Музея Фаберже, аспирант СПбГУП, в своем докладе сравнивала деятельность и творчество Фаберже с работой не менее известной компании «Болин». Основной акцент был сделан на партнерстве двух ювелирных домов. Каждая из компаний занимала свою нишу на рынке: у Фаберже основной упор делался на дизайн и мастерство исполнения, у Болинов определяющую роль играл драгоценный камень и его характеристики, что не мешало компаниям сотрудничать и нередко работать вдвоем над одним императорским заказом.

 

Завершающая секция была посвящена частным и музейным коллекциям. В докладе, посвященном 300-летию Минералогического музея Ферсмана, его научный руководитель В.К.Гаранин, затронул все основные вехи в истории музея с момента открытия Минерального кабинета Кунсткамеры в 1716 году до наших дней. Было подчеркнуто, что музей гармонично сочетает научную, образовательную и музейную деятельность. В данный момент в коллекции около 6000 изделий, в частности камнерезные работы компании Фаберже и предметы, переданные лично Агафоном Фаберже академику Ферсману (включает редкие камнерезные фигурки людей и одно пасхальное яйцо). История их дружеских отношений также была кратко освещена в докладе.

 

М.Бэттли, президент антикварной фирмы Marie E.Betteley, Inc., США, рассказала об уникальном опыте своих родителей, получивших в 1983 году шанс атрибутировать и систематизировать коллекцию изделий Фаберже из собрания Королевской семьи Таиланда. Ни один другой исследователь никогда не получал доступа к коллекции, включающей редкие драгоценные предметы культа, до сих пор использующиеся в церемониях. Также была затронута тема отношений дома Романовых и Сиамской королевской семьи, которые способствовали получению заказов фирмы Фаберже со стороны сиамских клиентов. Коллекция до сих пор остается частной и не демонстрируется. Участники лекции смогли увидеть уникальные архивные фотографии.

 

Представители семьи МакФерринов, обладающей одним из крупнейших частных собраний Фаберже – Дороти МакФеррин и Дженнифер МакФеррин-Бонер – рассказали о выдающемся собрании работ фирмы Фаберже в коллекции музея естественной истории город Хьюстон, штат Техас. Коллекция включает в себя личные предметы членов царской семьи и представляет почти все направления деятельности Фаберже, Особое внимание в докладе было уделено принципу систематизации экспозиции, попытке наглядно представить работу фирмы и познакомить посетителей музея с историями жизни бывших владельцев драгоценных изделий. Завершая свое выступление, Дороти МакФеррин сказала: «Как здорово, что мы имеем возможность познакомить Америку с вашей культурой и историей.» На этой прекрасной ноте завершился первый день международной научной конференции в Музее Фаберже.

 

Во второй день международной научной конференции были затронуты сразу несколько крупных исследовательских тем. Много докладов было посвящено одному из главных направлений работы фирмы Фаберже – официальным и личным подаркам, выполнявшихся в том числе для Романовых и других императорских семей стран Европы и Востока. Была затронута тема новых научных изысканий в отношении биографии Карла Фаберже. С большим успехом прошла секция, посвященная влиянию творчества Карла Фаберже на современное ювелирное искусство, что свидетельствует о непреходящем интересе к наследию великого русского ювелира.

 

В расписании второго дня произошли изменения *, в результате которых секция “Официальные и личные подарки” открылась докладом А.А.Помигалова, кандидата исторических наук, хранителя Музея Фаберже “Подарки датской королевской семье в коллекции Музея Фаберже”. Докладчик подчеркнул разнообразие ассортимента подарков, созданных фирмой Фаберже для частых заграничных путешествий русской императорской семьи, в том числе и на родину императрицы Марии Федоровны, в Данию. Особое внимание было уделено типологии подарочных изделий во второй половине 19 века и процедуре их изготовления Камеральным отделением кабинета Его Императорского Величества. В качестве примера были показаны предметы из коллекции музея Фаберже, исторически связанные с представителями датской королевской семьи.

 

В.В.Скурлов, кандидат искусствоведения, член Экспертного Совета Музея Фаберже, и Т.Ф.Фаберже, почетный председатель Мемориального Фонда К.Фаберже (Швейцария), обратились к теме ассортимента подарков-наград из Кабинета Его Величества во времена двух последних царствований. На основании изученных архивных документов В.В. Скурлов рассказал об особенностях типологии, количестве и стоимости императорских подарочных табакерок, сконцентрировав внимание на портретных и вензельных образцах. Для иллюстрации темы были представлены наиболее выдающиеся экземпляры из разных музейных собраний, в том числе из собрания Музея Фаберже, где, по мнению спикеров, хранятся «лучшие в России образцы подобных табакерок».

 

Александр фон Солодкофф, независимый исследователь, член Экспертного Совета Музея Фаберже, выступил с докладом «Императорские подарки: императрица Александра и ее гессенские родственники в Германии и Англии». Эксперт представил обширный документальный материал по теме: выписки из бухгалтерских книг, личных дневников и писем членов гессенского дома, в которых упоминаются подарки от фирмы Фаберже. Особое внимание было уделено теме дарения пасхальных подвесок. На изучение материалов автору потребовалось около трех лет, и потенциал темы не исчерпан: многие из сохранившихся драгоценностей еще только предстоит соотнести с описаниями и рисунками из дневников, писем и других подобных источников.

 

О.В.Крстич, ведущий научный сотрудник РГИА, вместе с В.В.Скурловым подняли тему традиции дипломатических подарков в докладе «Восточный вектор российской дипломатии: изделия Фаберже – подарки из Кабинета Его Величества». Были исследованы подарочные изделия, созданные в контексте организации поездок членов русской императорской семьи на Восток, визитов восточных посланников в Российскую империю, а также специально к знаменательным датам. Было отмечено значение дальневосточного путешествия цесаревича и других визитов Романовых на Восток. Спикеры перечислили наиболее значимые драгоценные подарки, сделанные в ходе подобных путешествий и отметили проявившиеся в них особенности восточного менталитета, национальных и религиозных традиций региона, для которого они предназначались. Были продемонстрированы работы наиболее выдающихся ювелиров той эпохи, для королей Сиама, шахов Персии, бухарских эмиров, императоров Японии и Кореи.

 

В завершение работы секции независимый исследователь Д.Ю.Кривошей представил результаты исследования материалов бухгалтерской книги Фаберже на предмет выявления заказов военных учреждений ювелирному дому Фаберже. Автор сопоставил описания заказанных предметов с некоторыми известными предметами из музейных коллекций, отметив, однако, что многие упомянутые в книгах предметы до сих пор не обнаружены. Среди всех перечисленных заказов центральное место занимают призы и подарки офицерам-призерам спортивных соревнований.

 

Следующая секция была посвящена влиянию традиций Фаберже на современное ювелирное искусство. Большое количество докладов и разнообразие ракурсов освещения данной темы свидетельствует о высоком интересе к наследию великого русского ювелира и его актуальности.

 

Открывал секцию доклад И.Ю.Перфильевой, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ. Автор посвятила его теме художественных традиций фирмы Фаберже в контексте эпохи постмодернизма. Спикер отметила интерес ювелиров той эпохи к национальной старине и стилю модерн. Фаберже представлял альтернативное русло – формирование его уникального стиля шло через обращение к европейским историческим стилистикам. Основная же тема выступления заключалась в осмыслении влияния традиций Фаберже на современных ювелиров. При схожем тяготении к старинным образцам, современные ювелиры, по мнению автора, не столько развивают традиции предшественников, сколько являются, по выражению У.Эко, «отражением прошлого» или «ироничным посещением прошлого», в чем в целом, и заключается проблема искусства эпохи постмодернизма.

 

И.А.Торопова, заместитель директора по научной работе Калининградского областного Музея янтаря, посвятила свою работу изучению психологической мотивации ювелиров при обращении к изделиям фирмы Фаберже как художественному образцу. Доклад отличался строгой привязкой к научно-исследовательской методологии, обилием статистических данных и детальным анализом анкет участников исследования. В опросе приняли участие ювелиры в возрасте от 18 до 75 лет, которым было предложено разными способами оценить эмоциональную составляющую при взаимодействии с изделиями Фаберже. Результаты опроса показали, что наибольший интерес к наследию компании Фаберже демонстрируют представители молодого поколения ювелиров. Это подтверждает, что Фаберже по сегодняшний день остается одним из главных художественных ориентиров, источником вдохновения и авторитетом для многих современных мастеров.

 

Г.Н.Габриэль, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГИК, посвятила свой доклад ювелирному делу Петербурга 1980-1990-х годов. Этот период представляет особую главу в возрождении авторского ювелирного искусства в России, время, когда ювелиры «наиболее ярко проявили свое стремление перейти из ремесла в искусстве»», что отразилось на выставках под названием «Ювелирная пластика», продемонстрировавших мощный творческий потенциал и ставший для ювелиров площадкой для новаторства и эксперимента. Г. Габрэль отметила отсутствие прямого цитирования Фаберже в работах ювелиров 80-х годов, но общность их подхода к ювелирному делу: опоре на старинные традиции и наследие, активное использование русских поделочных камней, эмалевых миниатюр, возрождение художественной глиптики и техники флорентийской мозаики, почти утраченных в советское время. Такой подход к работе позволяет провести параллель между мастерами 80-х и мастерами Фаберже, которые в свое время так же были пионерами во многих из вышеперечисленных техник.

 

С.М.Григорьева, кандидат экономических наук, руководитель службы приема посетителей Музея Фаберже, магистрант СПбГИК, рассказала о традициях русской художественной эмали на примере творчества петербургского ювелира Алексея Донцова. в основном, икон и церковной утвари. Главным направлением в творчестве он считает русский стиль, а эталоном для мастера с художественной и технической точки зрения являются такие эмальеры как Ф. Рюкерт, фирма Оловянишникова. От них мастер перенял основные темы и техники работы, но смог адаптировать эстетику их работ к условиям современности. Мастер в совершенстве владеет всеми ювелирными техниками, включая эмаль по скани и работу с самоцветами, что было характерно для ювелиров рубежа столетий.

 

Завершающая секция была посвящена новым сведениям в изучении истории фирмы Карла Фаберже и его биографии. С.Колман, директор Coleman Consulting, в своем докладе рассказала об истории развития интереса к древнему искусству в России с эпохи Николая I до времен Николая II. Главным предметом исследования являются серебряные презентационные ковши с объемными изображениями богатырей и других героев русского эпоса. В ходе доклада были показаны редкие экземпляры из зарубежных коллекций, а также проекты подобных ковшей из собрания Государственного Эрмитажа. Центральным объектам повествования стал ковш, созданный к Олимпиаде 1912 года в Стокгольме работы фирмы Фаберже.

 

Л.А.Будрина, кандидат искусствоведения, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, посвятила свой доклад яшмовому письменному прибору. В 1891 году в ходе проведения французской выставки в Москве видный ювелир Т.Бурдие вручает императорской семье эмалевое пасхальное яйцо с сюрпризом. В ответ кабинет Его Величества отправляет в Париж яшмовый письменный набор, созданный на Екатеринбургской гранильной фабрике, который стал основным объектом исследования автора в докладе. Л.А.Будрина рассказала об удивительном обнаружении этого набора в президентском центре США: он стал дипломатическим подарком президенту Джимми Картеру. Автор особо подчеркнула, что данный предмет породил новую ассортиментную политику Екатеринбургской гранильной фабрики при Александре III: вместо монументальных вещей производство стало концентрироваться на небольших кабинетских предметах.

 

Начав свой доклад с истории промышленных и всемирных выставок в целом, К.В.Проничева, хранитель Музея Фаберже, сконцентрировала внимание на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и работах компании Фаберже, как одного из экспонентов этой выставки. В докладе были использованы фотографические материалы, выдержки из прессы того времени, указателей, брошюр и каталогов. Тем не менее, спикер отметила скудность сведений о представленной компанией Фаберже продукции, в поисках которой ей пришлось прибегнуть к иностранным французским источникам. О значимости выставки 1896 года в истории фирмы Фаберже говорит и то, что за представленные изделия фирма получила право изображения государственного герба – своеобразный «пропуск» в художественно-промышленную элиту России.

 

Независимый исследователь Х.Бекер посвятил свой доклад последним годам деятельности компании Фаберже в России, обстоятельствам жизни семьи последнего русского императора и роковой роли Русской революции в судьбе Карла Фаберже: «С революцией началась цепная реакция несчастий в судьбе Фаберже». Отдельное внимание спикер уделил военной продукции фирмы и судьбе двух незаконченных пасхальных яиц. Основной темой стала судьба Фаберже и его семьи после 1918 года, детали и география эмиграции в Висбаден, где Карл Фаберже прожил вплоть до 1920 года. Были продемонстрированы редкие фотографические снимки последних лет жизни ювелира, непосредственно перед Революцией и после эмиграции за рубеж.

 

 

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал