0%
Назад

Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)

фото 1 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 2 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 3 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 4 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 5 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 6 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 7 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 8 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 9 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 10 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 11 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 12 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 13 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 14 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)
фото 15 - Международная научная конференция «Камнерезное искусство» (8-10.10.2015)

С 8 по 10 октября 2015 года Музей Фаберже в Санкт-Петербурге провел свою ежегодную Международную научную конференцию. Тема конференции в 2015 году – «Камнерезное искусство». Событие, которое на несколько дней собрало в Санкт-Петербурге ведущих искусствоведов, специалистов по декоративно-прикладному искусству, директоров музеев, художников-ювелиров из США, Великобритании, Германии, России, продлится до 10 октября и завершится лекцией старшего куратора коллекции Британских монархов Кэролайн де Гито.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ. ДЕНЬ I.

 

Открывшаяся в Петербурге международная научная конференция Музея Фаберже вызвала большой интерес не только профессионального сообщества, но и широкой аудитории, интересующейся декоративно-прикладным искусством: этим утром в Белоколонном зале собралось более 100 участников из разных стран. Гостей поприветствовал первый заместитель директора Музея Фаберже в Санкт-Петербурге Михаил Овчинников, отметив, что выбор камнерезного искусства в качестве темы конференции не был случайным: «Славные страницы камнерезного искусства связаны с именем Фаберже, но и сегодня современные камнерезы из России получают самые высокие оценки в мире. Это направление остается актуальным и интересно взглянуть на его эволюцию и связанную с ним проблематику».

 

Камнерезные изделия Фаберже: оригинальные художественные идеи и превосходное исполнение.

 

Первая секция конференции была посвящена различным аспектам камнерезного творчества фирмы Фаберже. Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля и член Экспертного Совета Музея Фаберже рассказала о флоральных этюдах фирмы: «В этих камнерезных работах высоко ценился и сам материал, и превосходное исполнение. Самоцветы были благодарным материалом и давали поле для развития художественных идей. Русские мастера умели придавать материалам несвойственные им качества, достигая при этом невероятной реалистичности».

 

Мнение о том, что работы Фаберже выглядят поразительно достоверно поддержал в своем докладе, посвященном серии поликаменных фигурок «Народные типы», Александр фон Солодкофф, независимый исследователь и член Экспертного Совета Музея Фаберже. Он не только уделил внимание особенностям техники исполнения этих предметов, но и продемонстрировал фотографии никогда не экспонировавшихся фигурок крестьян, моряков, служащих разных чинов из частных коллекций, которые досконально изучал по приглашению владельцев.

 

О судьбе относящейся к этой серии фигурке, изображающей камер-казака Пустынникова рассказала Светлана Честных, главный эксперт Российского аукционного дома. В 2013 году этот предмет был выставлен на продажу на аукционе Stair Galleries и продан за рекордные 6,435 миллионов долларов США. Заместитель директора информационно-издательской фирмы «Лики России» Галина Корнева и доцент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Татьяна Чебоксарова посвятили свой доклад камнерезным фигуркам в коллекции великой княгини Марии Павловны, а о других не менее известных заказчиках фирмы Фаберже, основываясь на записях бухгалтерских книг, рассказал магистрант МВШСЭН Дмитрий Кривошей.

 

Независимый исследователь, эксперт Министерства культуры РФ и член Экспертного Совета Музея Фаберже Валентин Скурлов со свойственной ему точностью провел детальный анализ номенклатуры изделий фирмы, отметив, что несмотря на широкий ассортимент использовавшихся материалов, чаще всего мастера Фаберже работали с нефритом, а самыми популярными среди фигурок животных были слоны. Их делали из камня разных цветов и сортов – от обсидиана до яшмы.

 

Камнерезное искусство в России XIX-XX веков: малоизвестные факты и неожиданные открытия

 

Во второй секции речь шла о развитии русского камнерезного искусства в XIX-XX веках. Много внимания докладчики уделили бесспорному центру камнерезного искусства в России – Западному Уралу. Людмила Будрина, заведующая отделом ДПИ ЕМИИ, и Наталья Боровкова, старший научный сотрудник Музея Национального минерально-сырьевого университета «Горный», рассказали о работе Екатеринбургской гранильной фабрики, Александра Пестова, заведующая отделом ДПИ Пермской государственной художественной галереи подробно осветила эволюцию работы с мягким камнем, из которого изготавливали менее дорогие и более простые в обработке предметы интерьера и формы малой пластики, и провела параллели с творчеством фирмы Фаберже.

 

Интересно, что в докладах также были затронуты и мастера, чьи имена обычно не связывают с камнерезным искусством. Например, Мария Осипова, аспирант кафедры искусствоведения СПбГУ, рассказала о камнерезных работах фирмы Болин, специализировавшейся на ювелирных украшениях. А Евгений Лукьянов, научный сотрудник Государственного исторического музея, проанализировал использование камня в работах фирмы Сазикова, прославившейся на весь мир своим декоративным серебром. В завершение доклада Е.Лукьянов поделился с коллегами интригующей находкой – рекламой фирмы Фаберже 1863 года, предлагающей широкий ассортимент изделий из малахита. Эта информация вызвала большой интерес аудитории. В.Скурлов отметил, что ему известна всего одна работа Фаберже из малахита, она находится в коллекции ГИМ. Считается, что фирма Фаберже не занималась изготовлением изделий из этого камня, за исключением участия в строительстве Исаакиевского собора. Эксперт подчеркнул, что этот архивный материал может быть началом интереснейшего исследования о неизвестных до настоящего времени страницах истории фирмы Фаберже.

 

Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, рассказал о том, как развивалось камнерезное искусство в Советской России. На время забытое после революции, вскоре оно вновь стало интересно Внешторгу как стабильный источник экспортной выручки – за рубежом камнерезные изделия пользовались высоким спросом. Художественно эти вещи были традиционными для дореволюционного времени – большая часть из них ничем не отличались от фигурок, изготавливавшихся фирмой Фаберже. «Фаберже 20 лет спустя», - остроумно охарактеризовал эту стилистику А.Гилодо. Мастера пробовали работать и в новых направлениях общеевропейского и мирового искусства – стилях ар-деко и авангард. Особую страницу в истории камнерезного искусства в СССР занимает подготовка к выставке в Париже 1937 года, которой руководил Кремлев, когда-то возглавлявший мастерскую Фаберже. Мелкая пластика, представленная в Париже, пользовалась огромной популярностью. Из нескольких сотен вещей в СССР вернулись только 12 – остальное было распродано. По мнению А.Гилодо, сохранение и развитие камнерезной отрасли было стратегическим решением правительства, в СССР велась целенаправленная профессиональная подготовка художников и резчиков.

 

Предваряя тематику заключительной третьей секции, А.Гилодо вступил в полемику с докладчиками, настаивавшими на народных истоках камнерезного творчества, в частности, на Урале, отмечая, что процесс развития этого направления декоративно-прикладного искусства относится к концу XIX - началу XX века. И единственное, что связывает продемонстрированные предметы с народным стилем – это роспись как по деревянным изделиям.

 

Истоки камнерезного искусства фирмы Фаберже: Запад и Восток

 

В рамках третьей секции докладчики продолжили искать истоки камнерезного творчества Фаберже в самом широком контексте. Об истории Идар-Оберштайна, маленького городка в Германии, где Карл Фаберже лично искал мастеров для своей фирмы и который и по сей день является центром камнерезного искусства Европы, рассказала Аннетт Фюр, директор расположенного здесь Немецкого Музея камнерезного искусства.

 

Авторитетнейший эксперт по японскому и китайскому искусству Макс Руферстон посвятил свой доклад нэцке, направлению, которое безусловно повлияло на работы мастеров Фаберже. Помимо повторения композиционных решений, типичных для изображения животных в японской скульптуре, фирма Фаберже также адаптировала и стандартные для нэцке сюжеты, но всегда стремилась к большей реалистичности изображения, использовала гораздо более широкую цветовую гамму и разнообразие сортов камня.

 

Искусствовед Екатерина Тараканова проанализировала предметы из античной коллекции Эрмитажа, которые могли повлиять на камнерезные работы Фаберже, а также подняла вопрос о влиянии древнеегипетских памятников на образный мир изделий русского ювелира. А Ольга Алиева, преподаватель Уральской государственной архитектурно-художественной академии, обратилась к современности и исследовала прототипы образов современной уральской полилитной скульптуры.

 

Несмотря на разнообразие точек зрения и расхождение в оценке влияния того или иного направления на эволюцию камнерезных работ фирмы Фаберже, участники конференции сошлись во мнении, что для Карла Фаберже все они были лишь точкой отсчета, все они были им досконально изучены и творчески переосмыслены, и в этом в очередной раз проявился великий гений русского ювелира.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ. ДЕНЬ II.

 

Второй день Международной научной конференции в Музее Фаберже был посвящен обсуждению камнерезного искусства в музейных собраниях, его современному состоянию и вопросам реставрации и экспертизы предметов. Участники активно полемизировали с докладчиками, делились ценными фактами и интересными гипотезами. В итоге, родилось немало тем для новых серьезных исследований. Очевидно, что Музей Фаберже становится передовой научной площадкой, где на международном уровне идет процесс обмена знаниями в области русского декоративно-прикладного искусства.

 

Первая сессия открылась выступлением Кэролайн де Гито, старшего куратора Британской королевской коллекции. В крупнейшем европейском собрании, насчитывающем более миллиона предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представлено 340 камнерезных фигурок животных, сделанных русскими мастерами. Большая часть из них имеет клеймо фирмы Фаберже.

 

Королевский камнерезный «зверинец» до сих пор представляет собой большое поле для исследования. В архивах сохранилось крайне мало счетов и иных документов, поэтому зачастую сложно определить как предметы попали в коллекцию, кем и когда они были приобретены. Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня Всероссийского Музея декоративно-прикладного искусства задал вопрос о том, покупали ли в коллекцию предметы, представленные на выставке в Париже в 1937 году, о которых он рассказывал днем ранее. Британский эксперт ответила, что по находящимся в ее распоряжении документам, подобных приобретений зафиксировано не было.

 

Михаил Генералов, главный хранитель Минералогического музея им.А.Е.Ферсмана посвятил свой доклад предметам, связанным с династией Романовых в коллекции музея. Коллег особенно заинтересовало его замечание о возможностях производства сегодня предметов, идентичных по материалу камнерезным шедеврам Фаберже. По словам Генералова, для добычи нефрита и по сей день используются те же самые месторождения, что и во времена великого русского ювелира, поэтому сделать похожие по материалу вещи не так сложно. А вот в случае бовенита это невозможно, поскольку мест для его разработки практически не осталось.

 

Вилфрид Зейслер, куратор Музея и Усадьбы Хиллвуд (США), обладающего одним из лучших собраний русского декоративно-прикладного искусства, в том числе и предметов, изготовленных фирмой Фаберже, рассказал о камнерезной коллекции своего музея. Елена Попова, директор Музея Национального минерально-сырьевого университета «Горный», а вслед за ней и Дарья Лазаревская, хранитель, младший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, обратились к исследованию работы треста «Русские самоцветы», продолжавшего традиции фирмы Фаберже в послереволюционное время. Мастера «Русских самоцветов» славились умением работать с природным рисунком камня, дополняя его в технике флорентийской мозаики. Продукция треста высоко ценилась и в свое время: стоимость такого предмета в два раза превышала заработную плату управляющего заводом. Андрей Гилодо сделал ценный комментарий, отметив, что сохранились архивные документы, в которых Минкульт дал указание приобретать эти предметы, представлявшие собой классические образцы государственных подарков. Это позволит продолжить изучение данной темы в новом контексте. А Елена Попова прямо во время доклада коллеги сумела атрибутировать несколько предметов из Эрмитажной коллекции. Она определила, что они сделаны, по всей вероятности, Верой Антоновной Сычевой, чьи работы в схожей, авторской технике представлены в собрании Горного музея.

 

Ирина Топорова, заместитель директора по научной работе Калининградского областного музея янтаря, посвятила свой доклад произведениям современного камнерезного искусства из такого специфического материала как янтарь. Хранитель Музея Фаберже Алексей Помигалов рассказал о подарках Гогенцоллернам из собрания Музея. Это три очень важных по своей исторической и художественной ценности мемориальных предмета, показывающие превосходный уровень качества работы с камнем: портсигар Вильгельма II, рамка с изображением кайзера и блюдо - подарок от Николая II и Александры Федоровны кронпринцу Германии и Пруссии по случаю его свадьбы. Улла Тилландер-Гуденйелм, независимый исследователь, член Экспертного совета Музея Фаберже предположила, что возможно, портсигар у Фаберже заказал сам кайзер Вильгельм, а накладка с вензелем из алмазных розочек была сделана позже. Докладчик возразил, что это все-таки оригинальный кабинетский подарок и в Музее Фаберже также хранится аутентичный футляр от этого предмета.

 

Российская и зарубежная практика реставрации камнерезных изделий

 

Известный художник-ювелир Александр Левенталь открыл сессию, посвященную вопросам реставрации и экспертизы камнерезного искусства. Он отметил, что возможно, одно из главных качеств для реставратора-камнереза – быть хорошим скульптором и поделился особенностями техник реставрации разных камней, наработанными за 40 лет практики. Художник отметил, что один из вопросов, который до сих пор остро стоит перед хранителями и реставраторами - восполнять ли утраченные фрагменты камнерезных изделий или консервировать их в текущем состоянии. Александр Левенталь выступил с альтернативным предложением: выставлять рядом с оригиналом его современную копию, на которой восполнены все утраты. Более подробно о современных методах реставрации камнерезных изделий в России и за рубежом рассказали в своих докладах Ксения Пономарева, старший преподаватель СПГУТД и Фабиан Шмитц, минеролог Немецкой Ассоциации Геологов.

 

Современное камнерезное искусство: достойное продолжение традиций и новаторские идеи

 

 

Закрывающая секция конференции была посвящена камнерезному искусству в контекстах современности. Доклад первого заместителя директора Музея Фаберже Михаила Овчинникова был посвящен европейским музейным коллекциям эпохи барокко, месту камнерезного искусства в них, и тому, как сложившиеся традиции коллекционирования до сих пор влияют на этот вид искусства.

 

Галина Габриэль, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГИК рассказала о центрах современного камнерезного искусства и их основных представителях. Доклад сопровождался демонстрацией работ современных мастеров, многие из которых были в новинку даже для искушенной аудитории конференции: на протяжении долгих лет Галина Николаевна возглавляет жюри конкурса «Ювелирный Олимп» и обладает всей полнотой информации как о состоявшихся, так и о молодых, подающих надежды художниках-ювелирах.

 

Рассказ художника-камнереза и члена попечительского совета Немецкого Музея Камнерезного искусства Патрика Дрехера был очень личным. Камнерез в пятом поколении, он посвятил доклад истории своей легендарной семьи, происходящей из маленького города Идар-Оберштайн, ставшего мировым центром камнерезного искусства. Основатель династии Карл Дрехер занимался резьбой по драгоценным камням и превосходно резал камеи. Прадедушка и дедушка Патрика стали делать фигурки животных, на которых фирма специализируется и по сей день. Эти фигурки часто приписывают фирме Фаберже. Это неслучайно: до открытия собственной камнерезной мастерской в 1908 году, Карл Фаберже закупал фигурки из драгоценных камней именно в Идар-Оберштайне. Уникальность техники, в которой работает семья Дрехеров, состоит в том, что несмотря на многообразие цветовых нюансов в одной фигурке, вся она, как правило, исполнена из одного куска камня. Поэтому для художника крайне важно еще в материале увидеть будущую фигурку и ее правильное композиционное решение. Многие секреты мастерства передают из поколения в поколения, так например, дед научил Патрика нагревать агат, чтобы камень менял свой цвет. Несмотря на то, что прошло много лет, техника работы, по сути своей, сегодня мало отличается от того, что использовали предки.

 

Апарисио Луис Альберто Киспе, художник-камнерез из Перу подробно рассказал о различных профессиональных событиях в разных странах, призывал коллег участвовать в подобных мероприятиях и делиться опытом, а также продемонстрировал ряд собственных работ. Об одной из них – камнерезной фигурке автомобиля – с восторгом отозвался коллекционер Максим Арцинович, представивший доклад о развитии творческих идей в работах современных камнерезов. Наталья Сапфирова, координатор деятельности Международного Мемориального фонда Карла Фаберже в Украине, рассказала о развитии камнерезного искусства в Киеве в эпоху деятельности великого русского ювелира. А Ольга Тюльпанова, главный редактор журнала Jewel&Travel, в своем докладе затронула влияние камнерезных промыслов на развитие геотуризма в регионах. 


Завершилась конференция презентацией совместного проекта университета ИТМО (Санкт-Петербург), Греческого института голографии и Музея Фаберже в Санкт-Петербурге по созданию оптоклонов - объемных проекций яиц Императорской пасхальный серии. Две проекции были представлены в Белоколонном зале Музея Фаберже в дни конференции и вызвали большой интерес участников сессий.

 
Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал