0%
Назад

Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»

фото 1 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»
фото 2 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»
фото 3 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»
фото 4 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»
фото 5 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»
фото 6 - Лекция Кэролайн де Гито «Русское камнерезное искусство в королевской коллекции Великобритании»

Настоящая сенсация ждала слушателей лекции Кэролайн де Гито в Музее Фаберже в прошлую субботу. Старший куратор Британской королевской коллекции впервые публично заявила о том, что ей удалось обнаружить сюрприз восьмого яйца Императорской пасхальной серии, который долгое время считался навсегда утраченным.

 

Лекция Кэролайн де Гито была посвящена русскому камнерезному искусству в королевской коллекции Великобритании. Британская королевская коллекция является крупнейшей европейской коллекцией, дошедшей до нас в неизменном виде. Сегодня она насчитывает более миллиона различных предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Коллекция находится под охраной монарха, но не является его собственностью как частного лица. Особенно ценно, что все предметы, по сути, представлены в своем историческом контексте: они экспонируются в тринадцати дворцах по всей Великобритании.

 

Значительную часть собрания составляют живопись, книги, предметы ювелирного и камнерезного искусства, созданные художниками из России. Их появление в коллекции связано, в основном, с политическими и династическими отношениями двух стран, но многие предметы попросту приобретались монархами – большими поклонниками творчества русских мастеров.

 

Резкому всплеску интереса к русскому камнерезному искусству, во многом, способствовала Всемирная выставка в Лондоне 1851 года. Состоятельные представители английской аристократии начали все чаще приобретать вазы, канделябры и другие предметы интерьера, выполненные на гранильных фабриках Петергофа, Екатеринбурга и Колывани. В Британской королевской коллекции есть настоящие шедевры, например, огромная ваза, хранившаяся в Эрмитаже и подаренная Николаем I королеве Виктории в знак благодарности за теплый прием оказанный в Лондоне его сыну, будущему императору Александру II.

 

Кэролайн де Гито продемонстрировала и изображения множества других предметов из уникального собрания, включая сделанные в мастерских Фаберже флоральные этюды и подарочные коробок из яшмы, нефрита, бирюзы и горного хрусталя. “Даже самого искушенного эксперта в них до сих пор поражает феноменальная тонкость работы,” – отметила госпожа де Гито.

 

Но слушателей в этот вечер поразило по-настоящему сенсационное открытие, о котором госпожа де Гито объявила весьма скромно: «На этой конференции я услышала очень много новых любопытных фактов, и я решила тоже поделиться информацией, которая может быть интересной для моих коллег.» Оказалось, что недавно Кэролайн де Гито обнаружила сюрприз восьмого яйца Императорской пасхальной серии, который до настоящего момента считался утраченным.

 

Восьмое по счету яйцо Императорской серии «Алмазная сетка» было заказано Александром III в подарок супруге, императрице Марии Федоровне к Пасхе 1892 года. Скорлупа яйца была вырезана из полупрозрачного камня яблочно-зеленого цвета с инкрустированными в корпус бриллиантами огранки розой. Изначально у яйца была серебряная или золотая подставка с херувимами. Считается, что они символизировали трех сыновей императорской четы: Николая, Михаила и Георгия. Известно также, что внутри яйца лежал сюрприз: маленький слоник с заводом. Его описание осталось в бухгалтерских книгах Фаберже и было переведено на английский язык Татьяной Фаберже и Валентином Скурловым. В ходе революции яйцо было конфисковано, а несколько лет спустя - продано за границу. Побывав в нескольких частных коллекциях, сегодня оно находится в собрании семьи Макферрин в США. Однако сюрприз этого шедевра бесследно исчез.

 

«Некоторое время назад я готовила новый каталог коллекции и обнаружила в фондах маленькую фигурку слоника,» - с волнением рассказывала Кэролайн де Гито. – «Я хорошо помнила описание сюрприза и вдруг мне в голову пришла мысль: а что если это и есть тот самый слоник?». Перечитав архивное описание, госпожа де Гито еще больше утвердилась в правильности своей догадки. В пользу гипотезы говорил и еще один факт: императрица Мария Федоровна родилась в Дании, где еще в 16 веке королем Кнудом IV был основан рыцарский Орден Слона. Изображенный на его эмблеме слон, символизирующий чистоту помыслов и защиту христианской веры, был практически идентичен сюрпризу.

 

Однако, чтобы представить подобную гипотезу научному миру, нужно было найти более серьезные основания, но поиск документов, которые могли бы пролить свет на эту тайну, ничего не дал. Стало ясно: иного выхода, кроме как работать с самим предметом, нет. С огромным волнением группа реставраторов во главе с часовых дел мастером Британской королевской коллекции разобрала фигурку слона.

 

Его механизм был очень схож механизму другого слоника из собрания. После восстановления утраченных деталей, слоник был собран заново. «Просто невозможно описать наши эмоции, когда заводной ключ идеально подошел к механизму и слоник пошел, начал шевелить ногами, качать головой, возможно, впервые за последние 80 лет!»

 

Правда, у слона был утрачен фрагмент башенки. Видимо, он попросту отпал из-за усталости металла. Зато появилась возможность заглянуть в основание фигурки: оно было выстлано красным фетром. «Я долго не могла понять, зачем туда помещен материал. Ведь никто не будет заглядывать внутрь заводной фигурки. Но потом вдруг меня осенило: это могла быть крышка. Когда мы сняли верхнюю часть башенки, мое сердце едва не остановилось: там было клеймо Фаберже. Доказательство, которое мы так долго искали! И тогда сомнений в том, что это тот самый слоник, не осталось.»

 

Госпожа де Гито отметила, что в этой истории все же есть еще одна загадка: как фигурка оказалась в Британской королевской коллекции? Скорее всего, она была приобретена в 1935 году королем Георгом V, но похоже, тогда никто и не мог подозревать, какую ценность он представляет не только для искусства, но и для истории.

 

Кэролайн де Гито подчеркнула, что она решила впервые публично заявить о своем открытии именно на конференции в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, поскольку сегодня Музей Фаберже стал ключевой площадкой для профессионального общения специалистов международного уровня в области декоративно-прикладного искусства.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал