0%
Назад

Цикл лекций «Иконопись императорской России»

Курс посвящен масштабной выставке «Красота святости и святость красоты», где представлены русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже. Экспозиция открыта для посетителей в Белоколонном зале музея до 14 июля 2024 года. 

 

Лектор: Анна Иванникова, Старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи

 

Официальный сайт выставки: icons.fabergemuseum.ru

Полное расписание цикла:
21 февраля - Лекция «Иконопись императорской России. Часть 1: традиции и новации»
 
28 февраля - Лекция «Иконопись императорской России. Часть 2: возвращение к истокам»
 
Начало всех мероприятий в 18:30 в Готическом зале Шуваловского дворца.
21 февраля в 18:30
Иконопись императорской России. Часть 1: традиции и новации

Анна Иванникова

 

Старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи

 

Феномен поздней русской иконописи – ее поразительная художественная многоликость и разностильность. Существенную роль в этом процессе сыграло основание Академии художеств, устав который был утвержден в 1764 году. В официальном церковном искусстве произошла кардинальная переориентация на европейскую манеру, ничем не связанную с древним иконописанием. Полностью изменилось отношение к традиционной иконе, которую отныне воспринимали как искусство грубое, неумелое. Верность древнему иконописному стилю сохранили старообрядцы, постоянно преследуемые церковью и властью.

28 февраля в 18:30
Иконопись императорской России. Часть 2: возвращение к истокам

Анна Иванникова

 

Старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи

 

Существенные перемены в русском искусстве происходят после Отечественной войны 1812 года. Прослеживаются тенденции к отрицанию всего западного, постепенному возвращению к истокам национальной допетровской культуры. Русскими древностями заинтересовались историки и искусствоведы, их начали изучать и публиковать. Русская икона прошла через несколько этапов «возвращения к истокам»: «компромиссный» стиль мастерской иконописцев Пешехоновых, эклектичное направление «мраморной» серии, созданной мстёрскими изографами Осипом Чириковым и Михаилом Дикаревым, а также «открытие» средневекового моленного образа как искусства живописи, которое произошло в начале XX века и дало мощный толчок к развитию иконописи серебряного века.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите “Enter”, например: Синий зал