«Совершенно независимо от моей объективной значимости как художника – которую я первый готов обсуждать – одно можно сказать наверняка: если живописи суждено пережить нашу эпоху варварского механического прогресса, то эта ее живучесть будет иметь отправную точку в Сальвадоре Дали…» Эти слова, написанные Сальвадором Дали в прологе его книги «50 секретов магического мастерства», опубликованной в 1948 году, свидетельствуют о том, какую значимость имела для него живопись и ее судьба, и – одновременно – о том, какую важную роль в ее судьбе он отводил самому себе. 70 лет спустя у нас есть возможность оценить его провидческий дар: сегодня Сальвадор Дали остается одним из самых популярных, если не самым популярным художником в мире. Образы, созданные великим живописцем, проникли во все сферы современной визуальной культуры – в кинематограф, моду, дизайн, рекламу, архитектуру. Название одного из самых влиятельных течений искусства XX века – сюрреализм – вошло в нашу повседневную речь во многом благодаря тому содержанию, которое ему дала живопись Сальвадора Дали.
С 28 января по 25 марта 2020 года у российского зрителя появится уникальная возможность познакомиться с творчеством гениального художника. В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). На выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры.
Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также будут показаны работы из частных европейских коллекций.
Выставка даст возможность проследить весь долгий творческий путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как живописца. В экспозиции будут представлены живописные произведения, начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особую значимость имеет, конечно, зрелое творчество Дали, его сюрреалистический и ядерно-мистический периоды. Они представлены на выставке известнейшими работами – «Невидимый человек» (1929–32), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) и другими шедеврами, раскрывающими неповторимый авторский стиль Дали и принесшими ему мировую славу.
Пройдя в юном возрасте через влияния многих школ и течений, в 1929 году Сальвадор Дали примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном, и вскоре стал одной из его главных фигур. В сюрреализме он находит себя и в полной мере реализует свой огромный творческий потенциал. Увлечение психоанализом и теорией бессознательного и одновременно – Вермеером и другими старыми мастерами, создают феномен живописи Дали, его пейзажей, озаренных магическим светом и населенных причудливыми образами, материализующими его страхи и желания. В небольших работах 1930-х годов художник достигает вершин своего живописного мастерства. Этот период замечательно иллюстрируют работы «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» (1935) и «Обычный языческий пейзаж» (1937), в который Дали вписывает голову Зигмунда Фрейда – мыслителя, оказавшего на него несомненное влияние.
С 1940 по 1948 год Дали живет в Соединенных Штатах, создавая не только новые произведения, но и свой имидж универсального художника, наподобие великих мастеров эпохи Возрождения. Он пишет картины, иллюстрирует книги, создает театральные декорации и костюмы. В 1944 году он ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера с хореографией Леонида Мясина. Несколько живописных работ на тему «Безумного Тристана» будут демонстрироваться на выставке. Также впервые в России будет показано важнейшее произведение этого периода – «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), в котором отразилось стремление художника «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл своего искусства в идеалах Возрождения.
Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941. Холст, масло. 61 х 51 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали». © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Вторая половина 1940-х и 1950-е годы отмечены обращением Дали к «ядерному мистицизму» и работам большого формата. Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки глубоко потрясли художника и оказали огромное влияние на его творчество – его целью теперь стало достижение понимания скрытых сил и законов мироздания, а также овладение ими при помощи мистики. Одна из главных картин этого периода – «Дематериализация под носом Нерона» (1947) является художественным осмыслением расщепления атома.
Еще одна важная грань творчества Дали – оптические иллюзии и стереоскопическая живопись. Начиная с 1960-х годов и до конца своей жизни, художник восхищался наукой и новыми технологиями, и активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, считая их языком будущего. На выставке будет представлено важнейшее произведение этого периода – стереоскопический диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах».
Последний период творчества Дали отмечен обращением к наследию Микеланджело и Веласкеса, а также удивительно современными для своего времени экспрессионистическими полуабстрактными композициями.
Живопись на выставке дополняют мастерски сделанные рисунки 1930–40-х годов, а также полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте – проект, над которым Дали работал в 1959–63 годах. Среди рисунков особый интерес представляют оригинальные иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства», которую Дали написал в 1948 году, изложив в свойственной ему эксцентричной манере свое понимание живописи.
«Магическим искусством» или «магическим мастерством» Дали называл живопись, полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она погрузилась в современном мире.
Последний из 50 секретов, которые должен постичь живописец, согласно книге Дали, состоит в том, что руку живописца, севшего за мольберт, должен направлять ангел. Этот последний, он же самый первый по необходимости секрет, связан с удивительной личностью жены и музы Сальвадора Дали – Галы. Ее образ пронизывает все творчество мастера, ее значимость он постоянно превозносит в своих книгах. Гала – в девичестве Елена Дьяконова – мистическая нить, связывающая великого художника с Россией.
Художник и писатель, сюрреалист и классик, бесконечно эпатажный и необыкновенно глубокий человек – таким предстанет Сальвадор Дали перед российским зрителем, а его «магическое искусство» послужит проводником в созданные им миры.
Организаторы: Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже
В партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид)
Куратор выставки — Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали»
Подробнее читайте на официальном сайте выставки www.dali2020.ru.