20 марта - 19 мая 2019
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
С 20 марта по 19 мая 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) представил в Санкт-Петербурге масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который показал шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказал историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.
В течение двух месяцев в самом центре Санкт-Петербурга зрители смогли увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составили работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнили экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы. Их знакомство состоялось, благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь.
В экспозицию вошли как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являлись ее автопортреты. Зрители смогли увидеть одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна»(1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.
Произведения Фриды и Диего встречаются в центральной части экспозиции — это будет перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.
На выставке можно будет проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы.
Зрителей познакомили с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, фотографиями из семейного архива, снятыми отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, а также работами Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работами выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-е по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.
Посетители смогли познакомиться с уникальной перепиской Фриды и Диего из собрания Анн-Мари Спрингер, коллекционера любовных писем из Швейцарии. Документы раскрывают противоречивые, страстные отношения художников. На выставке также представили свидетельство о заключении второго брака – в конце 1939 года Фрида и Диего развелись после многочисленных скандалов, однако уже спустя год снова сочетались узами брака.
Этой весной в Санкт-Петербурге была воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.
Выставка была организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге.
Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ.
Музей Фаберже продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Сальвадора Дали, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др.